ВОЙТИ

МЕНЮ САЙТА

КАТЕГОРИИ МЕНЮ
общие статьи о казачестве [11] былое и думы [6]
ВЗГЛЯДЫ НА ИСТОРИЮ
История [2] Разговорник [9]
Разное [2]

БАЛАЧКА

ОПРОС
нужен ли этот сайт?
Всего ответов: 123

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Казаков: 0

Казачья Жизнь
Главная » Статьи » общие статьи о казачестве

Казачьи символы

Казачьи символы и знаки

Принадлежа­ли казачьей общине, пере­давались вме­сте с символа­ми атаманства. Храни­лись у оче­редного ата­мана или в атаманском правлении. У донских каза­ков в древнос­ти — красный или парчовый кафтан, чер­ная шапка на половину выше обыч­ной папахи. Печать на ру­кояти или на перстне вру­чалась атама­ну при выбо­рах и служила символом хо­зяйственной и дипломати­ческой функ­ций атамана. Ею скрепля­лись все доку­менты, при­надлежала она общине и передавалась от атамана к атаману.

 Сабля — обычно укра­шенная, ста­ринная — тоже один из символов атаманства. Лич­но ему не при­надлежала, а была у него на хранении на вре­мя правления. Могла храниться в церкви и надеваться на круги и по праздникам.

 Знамя — символ полкового, войскового объединений, святы­ня, за которую казак обязан биться не щадя жизни, не допус­кая его оскорбления или осквер­нения. Первоначально у казаков было символом договора на вы­полнение каких-либо обяза­тельств с иностранными госуда­рями. После выполнения таких обязательств знамя поступало в собор или церковь, выполняв­ших роль музея.

 Бунчук  знак ставки, символ атамана в походе, при­надлежал войс­ковому соеди­нению, в походе и в бою следо­вал за команду­ющим. В мир­ное время хра­нился в церкви, выносился толь­ко по праздни­кам как под­тверждение его значимости и присутствия атамана. В ар­мии часть функ­ции бунчука унаследовали пол­ковые и именные штандарты.

 Булава, пернач — символ во­енной власти, которой наделяет­ся атаман (у запорожцев — гетман).

 Насека — посох с металли­ческим навершием, на котором первоначально «насекались» имена атаманов, владевших на­секой. Символ гражданской вла­сти атаманов всех степеней.

 Медаль — личный знак атамана, носи­лась на шее, поверх галсту­ка, и выпуска­лась на каф­тан между его бортами. На лицевой сто­роне бывали надписи: «Атаман ста­ницы...», впоследствии портрет государя. На оборотной стороне гравировались имя и фамилия атамана и годы его правления. После окончания срока атаманства отдавалась бывшему атама­ну на память. В случае вторично­го избрания носилась рядом с новой. Медали бывали золотые и серебряные, в зависимости от степени атаманства. Медаль меньшего размера носил това­рищ атамана.

 Чернильница — знак писаря. Медная с ушками, носилась при­вязанной к поясу. В XIX в., когда писарей стали нанимать, исчез­ла из обихода. На смену этому знаку пришла книга.

 Казна — железный ящичек, ларец с казною — знак казначея, ближе к нашему времени тоже замененный книгой.

 Книга — тетрадь для записей в твердом кожаном переплете. Во время работы Круга каждый член атаманского правления должен был держать свою тет­радь. Главная тетрадь, т.н. ата­манское писание или Закон, была собранием протоколов, где в случае спора можно было отыс­кать юридический прецедент. Все сохранялись в атаманском правлении и архиве.

 Нагайка — знак есаула и приставов на Кругу. В повсед­невной жизни — знак власти полноправного строевого каза­ка. В некоторых станицах нагай­ку разрешалось носить только женатым. Дарилась зятю тестем на свадьбе и висела в курене на левом косяке двери в спальню. Как знак полной покорности и уважения, могла быть брошена к ногам уважаемого гостя или ста­рика, который был обязан ее вернуть, а бросившего расцело­вать. Если старик через нагайку переступал, это означало, что по­корность ему не угодна, и обида или грех провинившегося не прощены.

 Шапка шилась по специаль­ному образцу. Первоначально — «клобук со шлыком», папаха, а затем фуражка — знак получе­ния казаком юридического полноправия. В XIX веке клобук заменил кивер, а затем — фуражка. Казаки нестроевых возрастов обязаны были носить фуражку без кокарды, но это повсеместно нарушалось. На круге казак обязан был быть в шапке. Иногородние и гости — не казаки, должны были присутствовать с непокрытыми головами равно как и не имеющие юридических прав казачества. Снималась во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. Шапка, сбитая с головы, была вызовом на поединок. В курене красовалась на видном месте. В доме главы лежала под иконой, что означало, что семья находится под защитой Бога и общины.

 Шашка (первоначально сабля) — символ всей полноты прав казака, также означала, что он обладает паевым земельным наделом. Вручалась казаку стариками в 17 лет (за особые заслуги раньше), без темляка. В 21 год при отправке на службу казак получал погоны, кокарду и темляк.

В церкви, в момент слушания евангелия, шашка обнажалась наполовину, что означало готов­ность казака стать на защиту христианства. Сохранялась в се­мье на видном месте. Передавалась от деда к вну­ку, когда старик терял силы и ме­нял шашку на по­сох. На Кругу голо­совали шашками. Не обладающий полноправием шашку носить не смел. По решению Круга казак мог быть лишен права ношения оружия на определённый срок. Следую­щим наказани­ем было исклю­чение из станицы и казаче­ства.

 Погоны — неотъемлемая часть одежды казака стро­евого возраста. Обя­зательно носились казаком до выхода
«на льготу». Офи­церские погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизнен­но.

 Башлык — у большинства каза­ков тоже был наделен символи­ческим значением. В зависимо­сти от того, как повязывался башлык, можно было узнать воз­раст казака. Завязанный на гру­ди означал, что казак отслужил военную службу, перекрещен­ный на груди — следует по делу, концы заброшены за спину — свободен, отдыхает.

 Посох — символ старости и мудрости. Члены совета стариков сидели, опершись на посох. Посохами наделялись судьи, ходатаи по де­лам церковной общины, палом­ники. Поднятый посох означал призыв Крута к молчанию. Шап­ка, поднятая на посохе, — особо важное сообщение.

 Лампас возник в глубокой древности. Кожаным лампасом кочевники Великой степи при­крывали боковой шов штанов. У казаков приобрел значение при­надлежности к казачьему сосло­вию, а по цвету — к войску. Стал символом освобождения от всех видов государственных плате­жей, символом казачьей незави­симости и национальной обособленности.

 Серьги (у мужчины) означали его роль и место в роду. Так, един­ственный сын у матери носил одну серьгу в левом ухе. После­дний в роду, где нет кроме него на­следников по мужской линии, — серьгу в правом ухе. Две серьги — единственный ребенок у родителей. Кроме символичес­кого, сакрального языческого древнего оберега, играли и ути­литарную роль. Командир при равнении налево и направо ви­дел, кого следует в бою поберечь. Мужчины - казаки, как прави­ло, колец не носили. Так что это женская символика. Серебряное кольцо на левой руке — девушка на выданье. На правой — просва­тана. Кольцо с бирюзой — же­них служит (бирюза — камень тоски). Золотое кольцо на пра­вой руке — замужняя, на левой — разведенная (развод у каза­ков существовал всегда). Два зо­лотых кольца на одном пальце левой руки — вдова (второе кольцо умершего мужа, хотя, будучи казаком и получив коль­цо при венчании, он на руке его не носил, иногда носил в ладан­ке).

Категория: общие статьи о казачестве | Добавил: КЛИМ (18.01.2011)
Просмотров: 3385 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 1
1 Дмитрий  
0
Спасибо выручили!!!

Имя *:
Email *:
Код *:
ПОМОЩЬ КАЗАЧЕСТВУ
ДЛЯ ПОДНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА, ТРАДИЦИЙ НАШИХ ПРЕДКОВ, НУЖНЫ БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ, СВОИМИ СИЛАМИ МЫ НЕ СПРАВЛЯЕМСЯ ПОЭТОМУ НЕ ОТКАЖЕМСЯ ОТ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЕЙ, КОТОРУЮ МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ НА НОМЕР БИЛАЙН С ЛЮБОГО ТЕРМИНАЛА."89678248642"

КАЗАЧИЙ МАГАЗИН
МАГАЗИН www.kazakii.narod.ru ПИШИТЕ ПИСЬМО ИМ НА kazak@front.ru ,В НЕМ УКАЗЫВАЕТЕ РАЗМЕР ВАШЕИ ОДЕЖДЫ, ВОИСКО,АДРЕСС ПОЧТОВЫЙ. ДИРЕКТОР ОЛЕГ ТЕЛ.8 928 275-58-83. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ О ЦЕНЕ И ВРЕМЕНИ.ШЬЮТ НАПРИМЕР ПАПАХУ 3 ДНЯ И НЕДЕЛЬКУ ОНА ИДЕТ ПОСЫЛКОЙ, РАСПЛАЧИВАЕТЕСЬ НА ПОЧТЕ. НЕЗАБУДТЕ СКАЗАТЬ ЧТО НОМЕР ДАЛ КОСТЯ СОТНИК ИЗ АСТРАХАНИ.

Вольная Музыка

Поиск

Атаман Давыдов Владимир Михайлович