ВОЙТИ

МЕНЮ САЙТА

КАТЕГОРИИ МЕНЮ
общие статьи о казачестве [11]былое и думы [6]
ВЗГЛЯДЫ НА ИСТОРИЮ
Казна [0]История [2]
Разговорник [9]Разное [2]

БАЛАЧКА

ОПРОС
нужен ли этот сайт?
Всего ответов: 122

СТАТИСТИКА

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Казаков: 0

Казачья Жизнь
Главная » Статьи » былое и думы

краткая история астраханских станиц
Сегодня в гостях у читателей "Волги” капитан первого ранга, полковник Астраханского казачьего войска, автор нескольких книг по истории казачества ГОРБУНОВ Николай Павлович.
- Мы с вами, Нина Ивановна, корнями из станицы Дурновской, ныне это село Рассвет. И мне всегда было интересно, почему же одна из старых казачьих станиц Астраханского войска имеет такое название? Здесь целая история. Когда в 1646 году образовали очередную столицу Донского войска в городе Черкасске, там среди шести станиц была и Дурновская. Позже, просматривая карту Донского войска, станицы с таким названием я уже не нашел, но она объявилась примерно за 500 верст на реке Бузулук. Сейчас там хутор, и мне удалось связаться с директором школы, откуда мне прислали историческую справку о происхождении станицы. Вскоре после присоединения Астрахани к России в 1559 году 22 семьи в Воронежской губернии разгромили помещика и бежали, как тогда говорили, на Дон, и это поселение стало называться Дурнов городок. Вероятно, его станичники поочередно с волжскими и донскими казаками направлялись с Дона для поддержания порядка в только что завоеванной Астрахани, а потом часть их была направлена во вновь созданный полк, который нес службу на форпостах и охранял почту. И здесь образовали станицу, говоря нынешним языком, как бы филиал той, что на Бузулуке, и назвали ее Дурновской. В пользу этой версии говорит и то, что когда я послал фамилии станичников по данным за 1790 год, то около 30 фамилий совпало с теми, которые сейчас бытуют в этом маленьком хуторе Дурновском. Единственно, что мне пока не удалось выяснить: один из дурновских казаков по имени Яков, его фамилия неизвестна, участвовал вместе с Ермаком в завоевании Сибири. Сейчас и пытаюсь это установить. Вот откуда идут наши корни. А свое название станица меняла четыре раза: пробыв 129 лет станицей Дурновской, 2 августа 1914 года по указу императора Николая Второго она стала Орловской. Но к этому названию не успели даже привыкнуть. После упразднения Астраханского казачьего войска в 1920 году станица была преобразована в село Дурное и носила это редкое и не вполне благозвучное название почти полвека. В апреле 1965 года село Дурное переименовано в село Рассвет.
- Николай Павлович, а своих предков вам удалось разыскать среди первых станичников?
- При основании станицы Дурновской в 1785 году среди первых 56 казаков мои прямые предки Никита Горбунов и Харитон Чернышев (по линии мамы). И пошел мой корень по той и другой линии. Мой прадедушка был урядником. Дедушка получил чин приказного, это одна лычка на погонах, и преподавал он в школе по типу фехтования строевые занятия. Семья у него, как тогда было принято, большая. Но старший сын был не строевой, у него с ногой что-то не в порядке, а вот мой отец 1900 года рождения оказался как раз крепкий. И так всех закрутило в 1919 году, что отец с группой сверстников ушел к Деникину. Их было около десяти человек, подвигов больших они там не совершили, а потом он заболел тифом, и отступавшие белые его бросили. Отец добрался сюда, и вскоре был мобилизован в Красную Армию – взводным в отдельную Калмыцкую роту, поскольку знал калмыцкий язык. Его судьба в полной мере отразила советскую действительность. В 30-м году в период коллективизации вступил в колхоз, в 1934 году из-за гангрены лишился ноги, а в 37-м был репрессирован. Но повезло: через несколько месяцев его выпустили, для великих строек коммунизма с одной ногой он был малопригоден, одна морока – пользы никакой, а лживость обвинений была очевидна. В этом я убедился лично, когда знакомился несколько лет назад с его "делом”.
- Николай Павлович, а когда он организовал знаменитый хор казачьей песни в Рассвете? Хор гремел по всей области, и у меня даже хранится фотография хора, которым дирижирует Павел Горбунов.
- В 1936 году перед утверждением Конституции по стране проводились олимпиады, и отец тогда организовал хор, только назывался он тогда народный, слово "казачий” было под негласным запретом. Хор успешно выступил в Красном Яру на районной олимпиаде. А вскоре, я уже говорил, отца арестовали. Но вернувшись, он снова создает хор. Песни он пел всегда и пел хорошо. Когда на 70-летие Этингера я пришел с поздравлением в консерваторию и представился, то Марк Аронович сразу спросил: "А Павел Иванович Горбунов вам кем доводится?”. "Это мой отец, - я говорю, - они вам 84 песни исполнили”. А он: "Ну что вы, прекрасно помню: этот голос у меня до сих пор в ушах звенит”. И тогда я понял, что он действительно пел хорошо и он пел до самой смерти. У него был рак в 1980 году. Я приехал за четыре дня до его кончины, ищу его в Приволжской больнице и слышу: напевает кто-то, да это отец, лежа на койке, поет. Вообще он был редкий человек по характеру, силе воли, душевным качествам. 
Прекрасный рыбак, хотя был без ноги, всегда мы с ним план выполняли на 250-300 процентов. Работал завпочтой, затем бакенщиком, а на путине в колхозе – второй, третий по результатам. Добрый пример оставил. По отцовской линии первый, кто известен мне, Никита Горбунов, 1760 года рождения, он участвовал в числе пяти депутатов в выборах первого атамана Астраханского казачьего войска. Это зафиксировано у Бирюкова в его знаменитом трехтомнике. Оттуда наши корни – настоящие, казачьи.
- Николай Павлович, вы издали книгу по истории Астраханского казачества. Давайте к ней вернемся.
- Я был на первом круге возрожденного казачества, всего нас тогда было человек 30, в основном молодые потомки казаков. И столкнулся с тем, что они почти не знают истории казачества, не говоря уже о своих родословных. А я давно этим интересовался, еще когда в детстве мама показывала гвардейский пояс ее старшего брата Георгия, который был призван в лейб-гвардию, а в девятнадцатом году у тони Баткачной напротив АЦКК был расстрелян… И у меня возникло желание написать книгу, своего рода микроликбез, по вопросам казачества. Стал заниматься, засел в библиотеку, архив. В 1993–94 годах такая книга была написана – "Краткий очерк по истории Астраханского казачьего войска”. Она издана частным порядком: сын у меня в Москве печатал по 20-30 экземпляров. В Приволжье в типографии мне их переплетали. Получилось около 250 экземпляров. Все они раздарены, в том числе оренбургским казакам Черномырдину и Щугореву, губернатору А.П. Гужвину, мэру Астрахани И.А. Безрукавникову, бывшему начальнику Астраханского ФСБ Папсуеву, он тоже казак. Передал в архив, в музеи, библиотеки и школы, так что у меня даже книги не осталось, себе слепил из оставшихся листочков. 
И чем больше я углублялся в историю, тем больше ощущал потерю славных казачьих традиций. Вот раньше, даже в начале двадцатого века, слово "казак” звучало гордо, престижно и уважительно. Недаром Лев Толстой утверждал: казаки создали Россию, имея в виду – территориально. Вспомните Ермака, Хабарова, они завоевывали и присоединяли новые земли. Казаки охраняли границы на Дальнем Востоке, на Кавказе, в Сибири. С приходом к власти большевиков, после гражданской войны и казачья история оказалась за бортом. Отношение к казакам сложилось по негативу. До 1936 года казаков даже не брали служить в Красную Армию. И только впервые на майском параде в тридцать седьмом году прошли сборные казачьи дивизии, но это особо не афишировалось, как и то, что в Великую Отечественную войну среди 93 кавалерийских дивизий были казачьи – 4-й Кубанский гвардейский корпус, 5-й Донской гвардейский корпус и другие. Мне захотелось напомнить о роли и истинном месте российского казачества в истории. 
Что такое казачество в судьбе России? Приведу лишь несколько примеров. На престол династию Романовых возвели казаки. После долгих споров, кого избрать, атаман Феофилакт Межаков положил на стол президиума родословную Михаила Романова и накрыл ее шашкой, и тогда все дружно проголосовали "за”. Вот Николай II причислен к лику святых, а кто у него крестный отец? Невероятно покажется – простой терский казак Самсон Мирный из Ессентукской станицы. В почетные казаки были приняты Александр Пушкин в 1829 году на Кавказе, хан Хивинский по Оренбургскому войску, эмир Бухарский по Терскому войску, почетный казак у запорожцев Григорий Потемкин под именем Григорий Нечеса. В духовной жизни причислены к лику святых два казака – Дмитрий Ростовский за просвещение и Гермоген, митрополит Астраханский и Казанский, позже патриарх Московский и всея Руси. Казаки оставили заметный след в освоении Сибири и Дальнего Востока. 
- И поэтому вы взялись за создание учебника "История казачества в Астраханском крае”? 
- Мои замыслы подключить просвещение к этому делу встретили поддержку начальника департамента образования Шитова Валерия Александровича. И в соавторстве с энтузиастами департамента И.В. Кучерук и С.Н. Афанасьевым мы издали учебник по истории астраханского казачества. Атаман Зотов тогда сумел в Москве добиться через министерство выделения средств на издание учебника для астраханских школ. Было издано распоряжение – 32 часа в старших классах в разделе краеведения преподавать историю казачества. Это не имеет отношения к разгоревшимся спорам, вводить ли в школьные программы основы тех или иных религий, поскольку у нас многоконфессиональное государство. Здесь другая задача – налицо деформация истории, и это надо поправить. И Шитов молодец, отнесся к этому с полным пониманием. Но вот пришел новый начальник Трещев, и что-то изменилось… Хотя, по моим данным, в 50-60 школьных учреждениях начали заниматься по нашему учебнику, в том числе и у нас в Рассвете. 
- Традиционный вопрос: над чем работаете сейчас? Как я догадываюсь, казачья тема вас не отпускает?
- Я закончил "Краткий очерк по истории станиц Астраханского казачьего войска”. Каждая станица имеет свою судьбу. Благодаря историческому труду Бирюкова и в архивах области сохранились сведения, кто был первым казаком, где они участвовали, кто попал в гвардейский взвод, кто был почетным казаком, а ими были наказные атаманы. Последние девять атаманов Астраханского казачьего войска назначались государем сразу на две должности – губернатора и наказного атамана. У станиц, образованных из городовых команд, старшинство указано с 1721 года, со времени перевода бывших стрельцов и ружейников Петром I в казаки. Естественно, наиболее полно мне удалось проследить историю родной станицы Дурновской, вплоть до наших дней. Но проблема, как всегда, с изданием. Пока сделано всего 11-12 экземпляров: передам в государственный архив, библиотеку им. Н.К. Крупской обязательно. Хотелось бы издать к 10-летию возрождения нашего казачества, и я привлек к изложению этого периода бывшего атамана Александра Ивановича Полежаева. Надеюсь, что удастся хотя бы с полсотни экземпляров напечатать. Чтобы не сглазить, не буду говорить, кто мне это пообещал. 
А 14 февраля мне будет 75 лет. Но я еще мыслю о станице Дурновской отдельно написать. Рассказать про легенды о зарытых кладах, указать, какие клички были у станичников, про бытовые подробности. Меня вдохновляет в этом отношении наш станичник Валентин Иванович Лисунов, учившийся в нашей школе, а затем преподававший в ней в 1913-15 годах, который тоже изучал историю станицы и написал очень интересную монографию в трех частях, она хранится сейчас в государственном архиве – ГААО. Один из экземпляров есть и у меня, поскольку моя сестра заведовала школой, когда он направлял в школу свои материалы, позже переданные в музей и архив. Валентин Иванович окончил Вольскую учительскую семинарию, преподавал в Лебяжинской и Дурновской станицах, в последние годы – в Казани в институте усовершенствования учителей. В старости приезжал в Рассвет. Кстати, его двоюродный брат Борис Павлович Лисунов – конструктор знаменитого самолета ЛИ-2. Из этой же династии академик Андрей Павлович Лисунов, получивший высокое ученое звание в 60-е годы, а его сын, между прочим, был женат на внучке Михаила Ивановича Калинина.
- Я понимаю, Николай Павлович, что о своих станичниках вы готовы рассказывать много и есть чем гордиться. А вот о себе, пожалуйста, расскажите читателям "Волги”.
- Вот в новой книге будет и рассказ о моей биографии. Родился я 14 февраля 1929 года, а в апреле мама уже брала меня с собой в лодку. Только что образовался колхоз, и она с отцом рыбачила. Так что у меня с младенчества привязка к воде, да еще и родился под знаком Водолея. Дальше, как у всех, – школа, а тут началась война. Все мы разбежались из интерната в Разночиновке, где я около четверти отучился. Но учился хорошо, и позже в восьмом классе я сдал экзамены за девятый экстерном, так разрешалось, и поступил в Высшее военно-морское инженерное училище в Ленинграде, оно было одно у нас в Союзе. Там провел я пять с половиной лет, из нас готовили подводников. Я попал в числе четырех счастливчиков на подводную лодку на Камчатку, на Северный Тихоокеанский флот. А в 1955 году нас направили в Китай – помочь братьям-китайцам создать собственный подводный флот. Мы их полгода обучали, и они за полгода все усвоили, оставили им и лодки. Потом служба на новой лодке. И снова мне повезло: когда мы сдали лодку в Таллине, там возникла вакансия и меня пригласили. Так я задержался в Таллине. В1949 году пришлось участвовать в тралении мин в Финском заливе, а их за войну набросали здесь 65 тысяч. Досталось тралить и магнитные мины, у них около тонны взрывчатки. Так до 55-го года тралили. Мы по одному и тому же месту по двенадцать раз ходили, зато ни один корабль не взорвался. Нас за это приравняли к участникам Великой Отечественной войны. В 1975 году предложили поехать в Алжир в составе группы военных специалистов, я попал туда старшим группы на два с лишним года. А когда вернулся, в Таллине организовали учебный центр по подготовке иностранцев, его я возглавлял лет семь. А потом уволился в звании капитана первого ранга. 
Так что судьба моя, как видите, действительно определена Водолеем. И станица моя раскинулась на волжском берегу, я провожу там каждое лето, а зимой сажусь за свои рукописи. Очень хочется успеть воплотить все свои замыслы. Не должно быть в истории и в памяти людей белых пятен, особенно в такой прекрасной истории, как казачество. 
- Спасибо, Николай Павлович, за ваш подвижнический труд, за вашу энергию и бодрость духа. И пусть у вас все получится!

04.02  Волга: №016 (24518)
Категория: былое и думы | Добавил: КЛИМ (13.01.2011)
Просмотров: 3877 | Рейтинг: 2.8/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ПОМОЩЬ КАЗАЧЕСТВУ
ДЛЯ ПОДНЯТИЯ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА, ТРАДИЦИЙ НАШИХ ПРЕДКОВ, НУЖНЫ БОЛЬШИЕ ЗАТРАТЫ, СВОИМИ СИЛАМИ МЫ НЕ СПРАВЛЯЕМСЯ ПОЭТОМУ НЕ ОТКАЖЕМСЯ ОТ ФИНАНСОВОЙ ПОМОЩИ ЛЮДЕЙ, КОТОРУЮ МОЖНО ПЕРЕЧИСЛИТЬ НА НОМЕР БИЛАЙН С ЛЮБОГО ТЕРМИНАЛА."89678248642"

КАЗАЧИЙ МАГАЗИН
МАГАЗИН www.kazakii.narod.ru ПИШИТЕ ПИСЬМО ИМ НА kazak@front.ru ,В НЕМ УКАЗЫВАЕТЕ РАЗМЕР ВАШЕИ ОДЕЖДЫ, ВОИСКО,АДРЕСС ПОЧТОВЫЙ. ДИРЕКТОР ОЛЕГ ТЕЛ.8 928 275-58-83. ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ О ЦЕНЕ И ВРЕМЕНИ.ШЬЮТ НАПРИМЕР ПАПАХУ 3 ДНЯ И НЕДЕЛЬКУ ОНА ИДЕТ ПОСЫЛКОЙ, РАСПЛАЧИВАЕТЕСЬ НА ПОЧТЕ. НЕЗАБУДТЕ СКАЗАТЬ ЧТО НОМЕР ДАЛ КОСТЯ СОТНИК ИЗ АСТРАХАНИ.

Вольная Музыка

Поиск

Атаман Давыдов Владимир Михайлович